В частности, указано, как отражать в ней документы о предстоящей поставке товаров в контексте системы СПОТ.
9 октября 2026 13:33 Налоги и бухучет
© jokiewalker / Фотобанк 123RF.com
С 1 октября 2026 года при ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, приобретенных в стране ЕАЭС, на которые распространяются нормы о СПОТ, представлять уведомление о ввозе не нужно. Вместо него представляется документ о предстоящей поставке товаров (ДОПП) (Письма ФНС России от 22 сентября 2026 г. № ЕА-36-15/8421@ и от 29 сентября 2026 г. № ЕА-36-15/8583@).
ФНС России разъяснила порядок заполнения декларации по косвенным налогам:
ФНС России обращает внимание, что статус "Пройдена проверка КО" присваивается документу только при предъявлении визуализированной ссылки контролирующему органу (ФТС России). Статус "На проверке КНП" присваивается документу, отраженному в декларации по косвенным налогам, по которой проводится камеральная налоговая проверка (КНП). При завершении КНП и отсутствии нарушений по отраженным ДОПП статус по таким ДОПП меняется на "Погашен", при этом, если сумма по такому документу заявлена частично, статус "На проверке КНП" изменится на "Погашен" только после отражения оставшейся суммы обеспечительного платежа в ДОПП (п. 2 ст. 177 НК РФ).
Поэтому при формировании декларации по косвенным налогам налогоплательщик в строке 030 раздела 1 (строке 030 раздела 3) отражает сумму налога в рублях, исчисленную к уплате в бюджет в отношении импортированных товаров, в том числе по товарам, по которым внесен обеспечительный платеж. При этом в разделе 4 заполняются:
Сумма НДС (акциза), отраженная в разделе 4 декларации, соответствует сумме обеспечительного платежа в части исполнения обязанности по уплате НДС, указанной в строке 060 раздела 1 декларации (в части исполнения обязанности по уплате акциза по строке 031 раздела 3 декларации).
В случаях, когда импортером по какой-либо причине не оформлялся ДОПП (либо ДОПП формировался, но имеет статус "Зарегистрирован" – не получена визуализированная ссылка) и товар ввезен на территорию РФ и принят к учету, налогоплательщик, формируя декларацию по строке 031 раздела 1 декларации, указывает сумму НДС, исчисленную к уплате в бюджет в отношении приобретенных товаров (по строке 030 раздела 3 декларации – сумма акциза).
В случае превышения суммы обеспечительного платежа над суммой исчисленного налога (акциза) сумма превышения зачитывается на ЕНС по результатам завершения камеральной налоговой проверки. Статус ДОПП при этом меняется на "Погашен".